МОУ ДОД "Центр детского творчества"

Думай, мечтай, твори!

Организация учебного процесса и мониторинг

Особенности организации образовательного процесса

 

Образовательный процесс в ЦДТ осуществляется через программирование и скоординирован с работой других образовательных учреждений.

В каникулярное время образовательный процесс не заканчивается, а приобретает другую форму.

Расписание составляется с учётом санитарно-гигиенических норм, индивидуальных психофизиологических особенностей и возраста обучающихся, их учебной нагрузки в учреждениях образования и культуры.

В работе Центра существует дифференциация процесса обучения по предметам:

·                   традиционное построение процесса обучения;

·                   отдельные способы и приёмы дифференциации обучения на занятиях;

·                   разноуровневое обучение предмету в разных группах;

·                   уровневая дифференциация внутри групп.

 

Построение образовательного процесса способствует развитию природных задатков детей. В каждом объединении образовательный процесс организует сам педагог, сам его программирует по своим моделям и схемам, контролирует и управляет этим процессом.

 

Формы организации учебного процесса:

·                   образовательные программы педагогов;

·                   обобщение опыта работы в форме педагогических мастерских, мастер-классов;

·                   выступления на совещаниях и педсоветах;

·                   участие в конкурсах педагогического мастерства.

 

Формы организации образовательной деятельности:

·        фронтальная

·        групповая;

·        коллективная;

·        индивидуальная;

·        использование ролевых и деловых игр.

 

Используемые методы преподавания:

·        объяснительно-иллюстративный;

·        репродуктивный;

·        частично-поисковый;

·        поисковый;

·        исследовательский.

 

Одной из основных форм образовательного процесса является учебное занятие, которое проектируется, конструируется и характеризуется применением различных технологий, на основе которых возможно улучшение качества образования.

 

Используемые педагогические методики и технологии:

·        традиционное построение учебного процесса;

·        использование передового педагогического опыта;

·        комплексное использование педагогических методик и технологий.

 

Выбирая методики преподавания, педагоги отдают предпочтение развивающим, учитывающим индивидуальные особенности учащихся, способствующим формированию устойчивых навыков самостоятельной работы.

 

Для образовательного процесса характерна интеграция с разными видами искусства и науки (живопись, литература, музыка, история, этнография и др.).

 

Педагогический коллектив постоянно отслеживает и анализирует работу объединений и результативность образовательного процесса.


Мониторинг – отслеживание результатов в учебной и воспитательной практике учреждений дополнительного образования

В последнее время в теории и методике воспитания стали использовать понятие «педагогический мониторинг» в связи с гностической деятельностью воспитания. «Мониторинг» в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Опираясь на сущность понятия «педагогический мониторинг», данную учеными Сахарчук П.Б., Майоровым А.Н. и Сотовым А.В., можно сказать, что мониторинг в воспитании это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития. Педагогический мониторинг как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. «Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, вносит коррективы, отслеживает его результаты на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с результатами, сравнить достигнутое с имеющейся практикой. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумываёт новые варианты взаимодействия с воспитанниками.

В современной педагогической практике обучающийся является субъектом воспитания, самовоспитания и саморазвития. Поэтому каждый педагог-воспитатель должен овладеть приемами самопознания, рефлексии и обучить воспитанников познанию себя, самоанализу, составлению программ самовоспитания и саморазвития, включению учащихся в процесс самоопределения и самосовершенствования своей личности. Для этого необходимо овладеть знаниями об основных характерологических особенностях личности, о специфике человеческой индивидуальности, вместе с учащиеся изучить индивидуальные особенности каждого вверенного ему ученика, помочь ребенку разобраться в процессах познания самого себя, проникнуть в мир индивидуальной духовно-нравственной жизни.

Значительную помощь в изучении индивидуально-психологических особенностей личности ученика окажет психолого-педагогическая диагностика.

Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Методист Центра детского творчества оказывает значительную помощь педагогам дополнительного образования в подборе диагностических методов и методик для изучения личности школьника, сформированности школьного коллектива, в выявлении тенденций воспитанности обучающихся. Как писал К.Д.Ушинский, «чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

В концепциях гуманистической педагогики прочно утвердилась мысль, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в воспитательном процессе. Итак, ребенок (школьник) — субъект воспитания. Следовательно, существенной характеристикой воспитания является сопутствующий ему процесс самовоспитания: ибо только осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек сам начнет сознательно влиять на свое развитие.

Основные методические задачи диагностики можно сформулировать с определенной долей условности так: во времени воспитательного процесса в данном детском объединении, в Центре в целом.

2. Установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса, менее всего повлиявших на развитие личности школьника.

3. Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденций воспитанности детей, динамики развития коллектива).

Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определенной стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга.

Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс дают педагогу следующие методики.

Недописанный тезис (предложение, рассказ, сочинение). Например, «Чтобы иметь друзей, надо...», «Хорошая жизнь — это...», «Когда я вижу недостатки человека, то я...» и др.

Метод ранжирования (расстановка в порядке значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, здоровый., великодушный, красивый, мужественный.

Цветограмма (раскрашивание дней недели, часов дня: соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.

Возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся. Например: «дружеские объяснения», «Я ищу друга, который был бы...») и т.д.

Родителям и учителю предлагается заполнить карту типичных реакций в поведении школьника, отметив <+ > наличие их проявления или <— отсутствие подобных реакций в поведении школьника (соответствующий знак ставится слева от номера вопроса).

При анализе данных принимается во внимание прежде всего шкала, набравшая наибольшее количество положительных ответов как показатель наиболее развитой данной психофизиологической структуры в личности школьника.

1. Легко ориентируется в новой обстановке.

2. Быстро входит в работу.

3. Внимание легко переключается.

4. Быстро принимает решения.

5. Темп работы высокий, но непоследовательный: легко увлекается новыми делами.

6. Легко поддерживает контакт с людьми.

7. Из-за конфликтов не переживает; к рефлексии не склонен.

8. Легко прощает недостатки.

9. В работе энергичен, в общении жизнерадостен.

10. Засыпает быстро, сон крепкий.

II. (+ М) 11. В новой обстановке тревожен.

12. В новых условиях работы напряжен.

13. При неудачах настроение быстро портится.

14. Темп работы неровный, уверенный только в спокойной обстановке.

15. В отношениях легко привязывается, склонен к саморефлексии.

16. Сильно переживает из-за конфликтов.

17. Самооценка в общении заниженная.

18. В работе самокритичен.

19. Предан друзьям, но пессимистичен.

20. Утомление вызывает бессонницу.

III. (+ Х) 21. В новой обстановке активен.

22. Легко и энергично входит в работу, работает увлеченно.

23. При неудачах вину на себя берет редко.

24. В своих решениях уверен и быстр.

25. В достижениях целей настойчив и энергичен.

26. Темп работы с резкими перепадами: от высшего подъема до полного спада.

27. В общении склонен к порывам.

28. Чувствует себя  человеком сильным и полным надежд.

29. Самооценка высокая.

30. При утомлении быстро засыпает, сон прерывистый. IУ. (+ Ф)

31. В новой обстановке осторожен.

32. В работу входит медленно — долго настраивается.

33. Сосредоточенность внимания высокая.

34. Темп работы ровный, последовательный.

35. Решения принимает медленно, но в достижении цели упорен.

36. В отношениях с людьми постоянен, круг близких друзей небольшой.

37. В конфликтах добродушен, спокоен.

38. Настроение ровное, спокойное, без перепадов.

39. Самооценка чаще адекватная, к рефлексам не склонен.

40. Сон ровный, просыпается бодрый.

1— сангвинический темперамент.

II — меланхолический.

III — холерический.

IУ — флегматический.

Если в положительных ответах представлена не одна, а несколько шкал, это позволяет предположить у школьника взаимопроникновение разных типов темперамента (например, II и III — сочетание меланхолического и холерического типов).

Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Все черты характера — это черты личности, но не все черты личности — черты характера. Характер — индивидуальное состояние наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм и т.п.);

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, ответственность или безответственность, и т.п.);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, решительности, дисциплинированности.

К первой группе черт, относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

 

 
 
Сайт управляется системой uCoz