Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс в ЦДТ осуществляется через программирование и скоординирован с работой других образовательных учреждений.
В каникулярное время образовательный процесс не заканчивается, а приобретает другую форму.
Расписание составляется с учётом санитарно-гигиенических норм, индивидуальных психофизиологических особенностей и возраста обучающихся, их учебной нагрузки в учреждениях образования и культуры.
В работе Центра существует дифференциация процесса обучения по предметам:
· традиционное построение процесса обучения;
· отдельные способы и приёмы дифференциации обучения на занятиях;
· разноуровневое обучение предмету в разных группах;
· уровневая дифференциация внутри групп.
Построение образовательного процесса способствует развитию природных задатков детей. В каждом объединении образовательный процесс организует сам педагог, сам его программирует по своим моделям и схемам, контролирует и управляет этим процессом.
Формы организации учебного процесса:
· образовательные программы педагогов;
· обобщение опыта работы в форме педагогических мастерских, мастер-классов;
· выступления на совещаниях и педсоветах;
· участие в конкурсах педагогического мастерства.
Формы организации образовательной деятельности:
· фронтальная
· групповая;
· коллективная;
· индивидуальная;
· использование ролевых и деловых игр.
Используемые методы преподавания:
· объяснительно-иллюстративный;
· репродуктивный;
· частично-поисковый;
· поисковый;
· исследовательский.
Одной из основных форм образовательного процесса является учебное занятие, которое проектируется, конструируется и характеризуется применением различных технологий, на основе которых возможно улучшение качества образования.
Используемые педагогические методики и технологии:
· традиционное построение учебного процесса;
· использование передового педагогического опыта;
· комплексное использование педагогических методик и технологий.
Выбирая методики преподавания, педагоги отдают предпочтение развивающим, учитывающим индивидуальные особенности учащихся, способствующим формированию устойчивых навыков самостоятельной работы.
Для образовательного процесса характерна интеграция с разными видами искусства и науки (живопись, литература, музыка, история, этнография и др.).
Педагогический коллектив постоянно отслеживает и анализирует работу объединений и результативность образовательного процесса.
Мониторинг – отслеживание результатов в учебной и воспитательной практике учреждений дополнительного образования
В последнее время в теории и методике воспитания стали использовать понятие «педагогический мониторинг» в связи с гностической деятельностью воспитания. «Мониторинг» в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Опираясь на сущность понятия «педагогический мониторинг», данную учеными Сахарчук П.Б., Майоровым А.Н. и Сотовым А.В., можно сказать, что мониторинг в воспитании — это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении, обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития. Педагогический мониторинг как бы пронизывает всю деятельность педагога в воспитательном процессе. «Планируя свою работу, педагог создает замысел, проект, прообраз педагогического процесса, который он организует, вносит коррективы, отслеживает его результаты на практике. В определенный момент появляется необходимость подвести итоги, проверить результаты, сопоставить «замысел» с результатами, сравнить достигнутое с имеющейся практикой. Проанализировав результаты, педагог строит новые планы, привлекает новые средства, продумываёт новые варианты взаимодействия с воспитанниками.
В современной педагогической практике обучающийся является субъектом воспитания, самовоспитания и саморазвития. Поэтому каждый педагог-воспитатель должен овладеть приемами самопознания, рефлексии и обучить воспитанников познанию себя, самоанализу, составлению программ самовоспитания и саморазвития, включению учащихся в процесс самоопределения и самосовершенствования своей личности. Для этого необходимо овладеть знаниями об основных характерологических особенностях личности, о специфике человеческой индивидуальности, вместе с учащиеся изучить индивидуальные особенности каждого вверенного ему ученика, помочь ребенку разобраться в процессах познания самого себя, проникнуть в мир индивидуальной духовно-нравственной жизни.
Значительную помощь в изучении индивидуально-психологических особенностей личности ученика окажет психолого-педагогическая диагностика.
Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Методист Центра детского творчества оказывает значительную помощь педагогам дополнительного образования в подборе диагностических методов и методик для изучения личности школьника, сформированности школьного коллектива, в выявлении тенденций воспитанности обучающихся. Как писал К.Д.Ушинский, «чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».
В концепциях гуманистической педагогики прочно утвердилась мысль, что ребенок, будучи субъектом многообразных отношений с окружающей действительностью, является и субъектом разносторонней деятельности в воспитательном процессе. Итак, ребенок (школьник) — субъект воспитания. Следовательно, существенной характеристикой воспитания является сопутствующий ему процесс самовоспитания: ибо только осознав свои достоинства и недостатки, растущий человек сам начнет сознательно влиять на свое развитие.
Основные методические задачи диагностики можно сформулировать с определенной долей условности так: во времени воспитательного процесса в данном детском объединении, в Центре в целом.
2. Установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса, менее всего повлиявших на развитие личности школьника.
3. Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденций воспитанности детей, динамики развития коллектива).
Есть тесты, которые предполагают не только воздействие, но и выработку определенной стратегии и тактики самовоспитания, содержат целую систему упражнений для самостоятельного психологического и педагогического тренинга.
Хороший материал для изучения индивидуальности учащихся и включения их в воспитательный процесс дают педагогу следующие методики.
Недописанный тезис (предложение, рассказ, сочинение). Например, «Чтобы иметь друзей, надо...», «Хорошая жизнь — это...», «Когда я вижу недостатки человека, то я...» и др.
Метод ранжирования (расстановка в порядке значимости). Например, перечень качеств человека: вежливый, практичный, добрый, сильный, умный, принципиальный, здоровый., великодушный, красивый, мужественный.
Цветограмма (раскрашивание дней недели, часов дня: соответственно настроению, душевному состоянию человека) позволяет не только знать, но и корректировать с помощью определенных воспитательных воздействий эмоциональное состояние своих воспитанников.
Возможно использование специальных психологических, педагогических, этических игр для изучения и воспитания учащихся. Например: «дружеские объяснения», «Я ищу друга, который был бы...») и т.д.
Родителям и учителю предлагается заполнить карту типичных реакций в поведении школьника, отметив <+ > наличие их проявления или <— отсутствие подобных реакций в поведении школьника (соответствующий знак ставится слева от номера вопроса).
При анализе данных принимается во внимание прежде всего шкала, набравшая наибольшее количество положительных ответов как показатель наиболее развитой данной психофизиологической структуры в личности школьника.
1. Легко ориентируется в новой обстановке.
2. Быстро входит в работу.
3. Внимание легко переключается.
4. Быстро принимает решения.
5. Темп работы высокий, но непоследовательный: легко увлекается новыми делами.
6. Легко поддерживает контакт с людьми.
7. Из-за конфликтов не переживает; к рефлексии не склонен.
8. Легко прощает недостатки.
9. В работе энергичен, в общении жизнерадостен.
10. Засыпает быстро, сон крепкий.
II. (+ М) 11. В новой обстановке тревожен.
12. В новых условиях работы напряжен.
13. При неудачах настроение быстро портится.
14. Темп работы неровный, уверенный только в спокойной обстановке.
15. В отношениях легко привязывается, склонен к саморефлексии.
16. Сильно переживает из-за конфликтов.
17. Самооценка в общении заниженная.
18. В работе самокритичен.
19. Предан друзьям, но пессимистичен.
20. Утомление вызывает бессонницу.
III. (+ Х) 21. В новой обстановке активен.
22. Легко и энергично входит в работу, работает увлеченно.
23. При неудачах вину на себя берет редко.
24. В своих решениях уверен и быстр.
25. В достижениях целей настойчив и энергичен.
26. Темп работы с резкими перепадами: от высшего подъема до полного спада.
27. В общении склонен к порывам.
28. Чувствует себя человеком сильным и полным надежд.
29. Самооценка высокая.
30. При утомлении быстро засыпает, сон прерывистый. IУ. (+ Ф)
31. В новой обстановке осторожен.
32. В работу входит медленно — долго настраивается.
33. Сосредоточенность внимания высокая.
34. Темп работы ровный, последовательный.
35. Решения принимает медленно, но в достижении цели упорен.
36. В отношениях с людьми постоянен, круг близких друзей небольшой.
37. В конфликтах добродушен, спокоен.
38. Настроение ровное, спокойное, без перепадов.
39. Самооценка чаще адекватная, к рефлексам не склонен.
40. Сон ровный, просыпается бодрый.
1— сангвинический темперамент.
II — меланхолический.
III — холерический.
IУ — флегматический.
Если в положительных ответах представлена не одна, а несколько шкал, это позволяет предположить у школьника взаимопроникновение разных типов темперамента (например, II и III — сочетание меланхолического и холерического типов).
Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.
Все черты характера — это черты личности, но не все черты личности — черты характера. Характер — индивидуальное состояние наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, в определенном отношении:
1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм и т.п.);
3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, ответственность или безответственность, и т.п.);
4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, решительности, дисциплинированности.
К первой группе черт, относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.
Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.