МОУ ДОД "Центр детского творчества"

Думай, мечтай, твори!

"Школа интересных каникул"

21 октября  открыла двери для детей-лидеров школ Ординского района, ставшая уже традиционной, "Школа интересных каникул".

 

«ШКОЛА ИНТЕРЕСНЫХ КАНИКУЛ»

 

Программа дополнительного лидерского образования детей

 

         Школа интересных кани­кул (ШИК) - это необычная школа, хотя бы потому, что каждый ребенок сам выбирает себе предмет обучения - то, что ему инте­ресно. Полученный на занятиях багаж знаний и умений позволит ребятам впоследствии организовать досуг окружающих: друзей, родных, одноклассников.  

 Сегодня все бо­лее востребованным в реги­онах Российской Федера­ции становится формирова­ние лидерского звена в дет­ской и молодежной среде. И это вполне соответствует направлению работы детс­ких объединений - досуг и социокуль­турная деятельность с деть­ми и молодежью. Мы счита­ем, что только тогда, когда ребенок может целенаправ­ленно заполнить свой досуг самообразованием, спортом, туризмом, самодеятельным творчеством, досуг становится культурно-досуговои деятельностью, или актив­ным отдыхом.

Помимо актуальности, важными качествами дан­ной образовательной про­граммы являются:

• Универсальность. ШИК может реализовываться в любую смену, неза­висимо от ее тематики или специфики, уровня подго­товки детей.

  Социальная    полез­ность. У подростка форми­руются навыки содержа­тельного

       проведения соб­ственного досуга, что в даль­нейшем убережет его от со­мнительных    

       компаний и бесцельной траты свобод­ного времени.

  Многообразие направ­лений деятельности.  В практике  занятий не было случая, чтобы ребе­

        нок не нашел себя и не до­стиг определенного успеха  в том или ином виде дея­тельности.

  Свободный выбор вида деятельности. Профиль деятельности (предметы) не задаются

        детям, а пред­лагаются подросткам по выбору, в соответствии с их интересами,

       природ­ными склонностями и спо­собностями.

  Общий предмет инте­реса у ребенка и педагога.
Каждый педагог, исходя из собственного     интереса и профессиональных спо­собностей, а также интере­сов, целей и наиболее вос­стребованных детьми видов деятельности (по итогам ан­
кетирования, опроса), определяется в направлении сво­ей работы в ШИК.

• Занятия любимым де­лом позволяют подростку наиболее полно реализовать себя, пережить ситуацию ус­пеха (и притом неоднократ­но), и тем самым повысить собственную самооценку и статус в глазах сверстников.

•Личностная значи­мость предлагаемого ре­бенку содержания образо­вательной программы и возможность профессио­нального самоопределе­ния. В рамках ШИК пред­лагаются предметы, кото­рые позволяют ребенку приобрести практически ориентированные знания и навыки, помогающие ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни или получить допрофессиональную подготовку.

Цель программы: содей­ствие в освоении подростка­ми знаний по организации форм культурно-досуговой деятельности.

Для достижения постав­ленной цели необходимо вы­полнить следующие задачи:

  диагностика интересов современного подростка;

  формирование у подро­стков представления о воз­можностях  организации собственного досуга;

  обучение новым знани­ям, умениям, навыкам по организации культурно-досуговой деятельности;

  развитие лидерских ка­честв подростков;

  обеспечение условий для творческой самореа­лизации подростков и их сообществ (отряда,

      ко­манды);

определение перспек­тив самореализации полу­ченного опыта культурно-досуговой 

  деятельности в своей школе.

Главный показатель результативности реализа­ции программы - это лич­ностный рост участника, который выража­ется в:

•приобретении детьми и подростками новых зна­ний и умений;

  развитии лидерских ка­честв и способностей;

  развитии ценностных отношений к окружающе­му миру, людям, к себе са­мому.

Таблица 1

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ПОДРОСТКА

Знания и умения

 

Лидерские знания и умения

Показатели личностного роста (в чем это выражается)

1

2

Усвоение основных понятий программы

Подросток знает, кто такой лидер, какие качества и зна­ния необходимы для того, чтобы им стать, что такое сво­бодное время, досуг, основные направления культурно-досуговой деятельности; свободно оперирует данными

ПОНЯТИЯМИ

Освоение подростком знаний по организации различных форм культурно-досуговой деятельно­сти

Подросток знает различные формы культурно-досуговой деятельности, владеет способами их организации

Освоение способов организация деятельности

Подросток знает, как вместе выйти на идею, умеет обосновывать свою идею и идею группы; может разбить отряд на группы

Умение организовать дело, иг­ры, мероприятия различной на­правленности в классе, школе.

Подросток знает, как разработать и провести КТД, какие формы и способы можно использовать для организации своего дела, умеет применять эти знания на практике при подготовке и проведении классных или обще­школьных дел

Умение работать в команде

Подросток знает, как распределять поручения, умеет нахо­дить единомышленников, эффективно работать в команде, ответственно относится к выполнению своего поручения

 

 

 

 

 

порученияпоручения    ^

Умение работать с информацией

Подросток знает, какие возможные источники информации существуют, умеет собирать необходимую информацию и руководствоваться ею

Освоение способов передачи собственного опыта

Подросток умеет рассказывать о собственном опыте, обучать тому, что умеет сам

Овладение способами и форма­ми анализа деятельности

 

Подросток знает, какими способами можно подвести итоги дела, дня, оценить результаты деятельности,
применяет данные способы в практической деятельности;
умеет адекватно оценивать свои действия,
аргументировать свою точку зрения

Специализированные (прикладные) знания и умения

В соответствии с выбранным профилем

Определение перспектив реали­зации у себя дома полученного  опыта

 

Подросток готов использовать приобретенные знания

и умения по возвращению в свою школу, знает, где у себя

дома он будет применять полученный опыт организации

кудьтурно-досуговой деятельности, знает способы реализации приобретенных знаний и умений   

 

 

 Таблица 2

Лидерские качества

 

 

Качества  и  индивидуальные

способности

 

Показатели личностного роста (в чем  это выражается)

 

1

2

Трудолюбие, стремление к творчеству

Подросток занимает активную деятельностную позицию,
ответственно относится к выполнению порученного де­ла, доводит начатое дело до конца, уважительно относит­ся к чужому труду, следует принципу «каждое дело твор­чески»

Доброжелательное отношение к другим людям

В общении подросток демонстрирует общительность, контактность, дружелюбие, отзывчивость; готов прийти на помощь; соотносит свои желания и цели с желаниями и целями других, признает право окружающих на иное, отличное от его собственного мнение

Адекватное отношение к самому

себе   

Подросток принимает себя таким, как он есть, верит в свои силы и возможности; рассматривает себя как ав­тора распорядителя собственной жизни; уверен в себе, умеет владеть собой в различных ситуациях, проявляет самостоятельность и самодисциплину

 

Любознательность

Подросток понимает ценность познания, стремится к получению новых знаний и умений, с интересом воспринимает новую информацию, демонстрирует готовность перенимать опыт других людей

Миротворчество и неприятие насилия

Подросток отрицательно относится к проявлениям грубой силы, улаживает конфликты, не ущемляя при этом права других, не боится идти на уступки

Демонстрация норм культуры

Подросток не приемлет хамство и грубость, вежлив

и тактичен по отношению к окружающим, знает правила

поведения в общественных местах     

 

         Другой участник образовательной программы ШИК - педагог, основным показателем личностного роста которого, является повышение уровня профессионального мастерства. В целом же для педагогического коллектива  мы выделяем следующие результаты:

1. Исследование и анализ интересов и потребностей современных подростков в  сфере досуга.

2. Систематизация, анализ и выявление наиболее эффективных методов и приемов работы по  обучению детей подростков способам и формам организации культурно - досуговой деятельности, описание полученного опыта.

3. Отработка механизма обратной связи с подростком - участником программы  по его возвращению в школу. Рассмотрим структуру организации программы, представив ее в виде схемы.

 


 

Педагогический коллектив  преподаватели        


Дети и подростки - участники ученики


 



ШКОЛА ИНТЕРЕСНЫХ КАНИКУЛ -

специально организованное образовательное

пространство по освоению подростками знаний

по организации форм культурно-досуговой

деятельности


 

Художественно-эстетическое направление

Литературное направление

Творческое направление

Гражданско-патриотическое направление

Интеллектуально-познавательное направление

Туристко-краеведческое  направление

 

Художественно-эстетическое направление

 

 

 

 

Художественно-эстетическое направление

 

 

 

 

 

 

 


     Классы - временные объединения детей из разных школ по интересам в определенном виде деятельности.

     Исходя из перечисленных выше направлений деятельности, каждый педагог определяет­ся в конкретном профиле обучающих занятий, Основанием для выбора профиля работы яв­ляется собственный интерес педагога, владение профессиональными знаниями и умениями.

    После открытия ШИК происходит формирование классов. Занятия во всех классах идут одновременно и длятся 1 ч. Ниже приведен пример учебно-тематического плана Школы

 

Темы

 

 

 

 

Количество часов по видам

 

 

 

 

деятельности

 

 

учебные занятия

совместная творческая деятельность

индивидуальная

деятельность

1

2

3

4

Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать? Нужно ли быть лидером?

1

1

Что такое свободное время человека? Что такое досуг и культурно-досуговая дея­тельность? Основные направления КТД

 

 

нанаправления культурно-досуговой деятельности

1

4

1

Методики и технологии организации до­суга (исходя из выбранного направления деятельности)

1

6

1

Методика подготовки, организации и про­ведения дела

2

8

6

Как работать в творческой группе

1

2

-

Как работать с информационными источ­никами

1

1

1

Как работать в команде

1

1

-

Как организовать обучающее занятие

2

2

2

Как подводить итоги своей деятельности

1

8

2

Как и где применять полученные знания, умения, навыки

1

2

2

 

ИТОГО:

12

         35

15

 

 

 

Рассмотрим, какие за­дачи решает каждое твор­ческое дело и на что работает. Итак, характе­ристика ключевых дел программы.

Рекламная кампания

Для того чтобы дети с первых дней заезда по­лучали информацию о предстоящей работе ШИК, каждый препода­ватель готовит красочно оформленный рекламный плакат, который содер­жит: название предмета, краткую информацию о предстоящей деятельно­сти (что узнает ребенок и чему научится по окон­чании обучения, где это ему пригодится), фами­лии руководителей. Кро­ме того, нужно предусмот­реть листовки, выступле­ние агитбригады, видеорекламу, выпуск га­зеты.

•Пресс-конференция

Это традиционное об­щедружинное дело, на ко­тором ребята узнают о том, что ожидает их в смене (конкурсные про­граммы, организация дет­ских дел, спортивные соревнования, туристичес­кие походы, экскурсии и поездки, кружки и т.д.). Ребятам предоставляется возможность задать инте­ресующие их вопросы  преподавателям, куратору ШИК.

Открытие Школы ин­тересных каникул

Это дело состоит из двух содержательных блоков. В первой части - торже­ственное открытие ШИК, презентация обучающих предметов, представление педагогического состава Школы.

Во второй части - озна­комительные занятия (30 мин), на которых препода­ватели выявляют первона­чальные знания и умения ребят по профилю, а также демонстрируют свои увле­чения, интересы, через ко­торые они будут реализовывать обучающие про­граммы. Ребята узнают, чему они научатся на заня­тиях и где  пригодятся полученные знания и умения. Это по­зволит подросткам осоз­нанно подойти к выбору направления деятельности, а педагогам - откорректи­ровать свою программу.

         Система обучающих занятий

Эти занятия разрабаты­вает педагог, исходя из про­филя деятельности. Помимо реализации задач, которые ставит в своей обучающей программе преподаватель, обязательными являются следующие целевые уста­новки:

-          познакомить ребят с предстоящей деятельнос­тью;

-   познакомить их с мето­диками и технологиямиорганизации досуга (исходя
        
из выбранного направления деятельности);

-   помочь детям самоопре­делиться в формах реализа­ции полученных на занятиях
         
знаний, умений, навыков;

 - познакомить их с алго­ритмом создания проектов в области организации  

 культурно-досуговой дея­тельности.

         Детские  мастер-классы

По итогам занятий в каждом классе детьми го­товится мастер-класс, на котором, с одной стороны, ребята покажут всей школе, чему они научились, посещая тот или иной предмет, а с другой - по­пробуют себя в роли учите­ля-мастера.

Школьный совет выяв­ляет лучший мастер-класс по критериям: соответ­ствие содержания мастер-класса заявленной теме; умение мастера организо­вать работу в коллективе; оформление места проведе­ния. Кроме того, каждый участник мастер-класса по окончании занятия выра­жает свое отношение к про­исходившему по следую­щим позициям: интерес, полезность, новизна. Это является обязательным ус­ловием для организаторов.

Финал дела - творчес­кое подведение итогов ра­боты площадок. Организа­торам мастер-классов вру­чается сертификат, кото­рый подтверждает присво­ение им звания мастер.

• Итоговое занятие

На этом занятии меж­ду участниками происходит обмен информацией о том, как и где ребята смогли реализовать свой лидерский и творческий потенциал и каким обра­зом при этом использова­ли, полученные в ШИК знания и умения. «Зачет­ная работа» проходит в игровой форме и явля­ется диагностикой усвое­ния детьми учебного ма­териала.

использования полученного опыта орга­низации культурно-досуговой деятельности у себя в школе. Значимым мо­ментом для ребенка явля­ется получение свиде­тельства.

Затем совместно с ребенком надо опреде­лить перспективу даль­нейшего Определить уровень лидерских знаний, умений подростка не только по окончанию смены, но и на разных ее этапах увидеть динамику изменений, лич­ностного роста участников программы позволяет пе­дагогическая диагностика результатов.

При помощи диагнос­тики можно также своев­ременно выявить пробле­мы (несоответствие пред­лагаемого педагогами со­держания уровню детей; неэффективность исполь­зуемых средств и т.п.) и решить их, тем самым усовершенствовать про­грамму.

1-й этап. Начальная ди­агностика - выявление ин­тересов, способностей, опы­та детей в сфере организа­ции досуга и их соотнесе­ние с предлагаемым содер­жанием образовательной программы, возможностя­ми и условиями  Центра.

 

 

  

Анкета на выявление особенностей организации досуга подростка

 


 

1.Делегация, имя, возраст ___________________________________________________

2.Что чаще всего ты делаешь в свободное время?________________________________

3.Какие виды спортивных занятий тебе нравятся?_______________________________

4.Какие виды интеллектуальных занятий тебе нравятся?__________________________

5.С друзьями чаще всего ты проводишь свободное время (отметь вариант ответа):

а) в кружках, секциях, детских организациях;

б)    за чтением книг, журналов;

в) просматривая телевизор;

г) работая на компьютере;

д)    на дискотеке;

г) занимаясь спортом;

д)   ничего не делая;

е) организацией разных дел, вечеринок;
ж)_________________________________________________________________

6. По-твоему, досуг - это:

    а) возможность узнать новое, чему-нибудь научиться;

    б) интересно организованное свободное время;

    в) жизнь «вне школы»;

    г) _____________________________________________________________________

7. Свой досуг ты больше всего времени проводишь:

   а) в семье;

   б) в клубе, в детской организации;

    в) в школе;

    г) на спортплощадке;

  д) на улице;

е) ____________________________________________________ _______________

8.Кто в твоей семье занимается организацией семейного досуга? Какова твоя роль?

_________________________________________________________________________

9.Какую роль в предлагаемой деятельности ты чаще всего предпочитаешь

    а) активного участника;

б)   участника;

в) организатора;

г) наблюдателя.

10.Когда тебе предлагают стать организаторам какого-либо дела, ты чаще всего:

а)   с удовольствием соглашаешься;

б) соглашаешься, если предлагают, значит, знают, что справишься;

в) долго думаешь, так как боишься, что не справишься;

г) отказываешься, это не для тебя,

11.Чем бы ты хотел заниматься в Школе Интересных Каникул? (выбери три варианта, пронумеруй их от 1 до 3 по степени важности):                                            

     а)  заниматься спортом;                                                           

 

б)   ходить в походы;

в) научиться проводить различные дела, игры;                  

г) ничего не делать - отдыхать;                                                 

д)   заниматься творчеством - музыкой, танцами;

е) делать что-то своими руками;

ж) общаться с друзьями;

з) свой вариант ________________________________________________________

    Результаты анкетирования позволять увидеть, что значит досуг в понимании совре­менного подростка, где чаще всего он проводит свое свободное время, какую деятель­ность предпочитает. Также можно судить об уровне активности ребенка.


 

 

 
 
Сайт управляется системой uCoz