21 октября открыла двери для детей-лидеров школ Ординского района, ставшая уже традиционной, "Школа интересных каникул".
«ШКОЛА ИНТЕРЕСНЫХ КАНИКУЛ»
Программа дополнительного лидерского образования детей
Школа интересных каникул (ШИК) - это необычная школа, хотя бы потому, что каждый ребенок сам выбирает себе предмет обучения - то, что ему интересно. Полученный на занятиях багаж знаний и умений позволит ребятам впоследствии организовать досуг окружающих: друзей, родных, одноклассников.
Сегодня все более востребованным в регионах Российской Федерации становится формирование лидерского звена в детской и молодежной среде. И это вполне соответствует направлению работы детских объединений - досуг и социокультурная деятельность с детьми и молодежью. Мы считаем, что только тогда, когда ребенок может целенаправленно заполнить свой досуг самообразованием, спортом, туризмом, самодеятельным творчеством, досуг становится культурно-досуговои деятельностью, или активным отдыхом.
Помимо актуальности, важными качествами данной образовательной программы являются:
• Универсальность. ШИК может реализовываться в любую смену, независимо от ее тематики или
специфики, уровня подготовки детей.
• Социальная полезность. У подростка формируются навыки содержательного
проведения собственного досуга, что в дальнейшем убережет его от сомнительных
компаний и бесцельной траты свободного времени.
• Многообразие направлений деятельности. В практике занятий не было случая, чтобы ребе
нок не нашел себя и не достиг определенного успеха в том или ином виде деятельности.
• Свободный выбор вида деятельности. Профиль деятельности (предметы) не задаются
детям, а предлагаются подросткам по выбору, в соответствии с их интересами,
природными склонностями и способностями.
• Общий предмет интереса у ребенка и педагога.
Каждый педагог, исходя из собственного интереса и профессиональных способностей, а также интересов, целей и наиболее восстребованных детьми видов деятельности (по итогам ан
кетирования, опроса), определяется в направлении своей работы в ШИК.
• Занятия любимым делом позволяют подростку наиболее полно реализовать себя, пережить ситуацию успеха (и притом неоднократно), и тем самым повысить собственную самооценку и статус в глазах сверстников.
•Личностная значимость предлагаемого ребенку содержания образовательной программы и возможность профессионального самоопределения. В рамках ШИК предлагаются предметы, которые позволяют ребенку приобрести практически ориентированные знания и навыки, помогающие ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни или получить допрофессиональную подготовку.
Цель программы: содействие в освоении подростками знаний по организации форм культурно-досуговой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• диагностика интересов современного подростка;
• формирование у подростков представления о возможностях организации собственного досуга;
• обучение новым знаниям, умениям, навыкам по организации культурно-досуговой деятельности;
• развитие лидерских качеств подростков;
• обеспечение условий для творческой самореализации подростков и их сообществ (отряда,
команды);
•
определение перспектив самореализации полученного опыта культурно-досуговой
деятельности в своей школе.
Главный показатель результативности реализации программы - это личностный рост участника, который выражается в:
•приобретении детьми и подростками новых знаний и умений;
• развитии лидерских качеств и способностей;
• развитии ценностных отношений к окружающему миру, людям, к себе самому.
Таблица 1
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЛЯ ПОДРОСТКА
Знания и умения
Лидерские знания и умения |
Показатели личностного роста (в чем это выражается) |
1 |
2 |
Усвоение основных понятий программы |
Подросток знает, кто такой лидер, какие качества и знания необходимы для того, чтобы им стать, что такое свободное время, досуг, основные направления культурно-досуговой деятельности; свободно оперирует данными
ПОНЯТИЯМИ |
Освоение подростком знаний по организации различных форм культурно-досуговой деятельности |
Подросток знает различные формы культурно-досуговой деятельности, владеет способами их организации |
Освоение способов организация деятельности |
Подросток знает, как вместе выйти на идею, умеет обосновывать свою идею и идею группы; может разбить отряд на группы |
Умение организовать дело, игры, мероприятия различной направленности в классе, школе. |
Подросток знает, как разработать и провести КТД, какие формы и способы можно использовать для организации своего дела, умеет применять эти знания на практике при подготовке и проведении классных или общешкольных дел |
Умение работать в команде |
Подросток знает, как распределять поручения, умеет находить единомышленников, эффективно работать в команде, ответственно относится к выполнению своего поручения
порученияпоручения ^ |
Умение работать с информацией |
Подросток знает, какие возможные источники информации существуют, умеет собирать необходимую информацию и руководствоваться ею |
Освоение способов передачи собственного опыта |
Подросток умеет рассказывать о собственном опыте, обучать тому, что умеет сам |
Овладение способами и формами анализа деятельности
|
Подросток знает, какими способами можно подвести итоги дела, дня, оценить результаты деятельности,
применяет данные способы в практической деятельности;
умеет адекватно оценивать свои действия,
аргументировать свою точку зрения |
Специализированные (прикладные) знания и умения |
В соответствии с выбранным профилем |
Определение перспектив реализации у себя дома полученного опыта
|
Подросток готов использовать приобретенные знания
и умения по возвращению в свою школу, знает, где у себя
дома он будет применять полученный опыт организации
кудьтурно-досуговой деятельности, знает способы реализации приобретенных знаний и умений |
Таблица 2
Лидерские качества
Качества и индивидуальные
способности
|
Показатели личностного роста (в чем это выражается)
|
1 |
2 |
Трудолюбие, стремление к творчеству |
Подросток занимает активную деятельностную позицию,
ответственно относится к выполнению порученного дела, доводит начатое дело до конца, уважительно относится к чужому труду, следует принципу «каждое дело творчески» |
Доброжелательное отношение к другим людям |
В общении подросток демонстрирует общительность, контактность, дружелюбие, отзывчивость; готов прийти на помощь; соотносит свои желания и цели с желаниями и целями других, признает право окружающих на иное, отличное от его собственного мнение |
Адекватное отношение к самому
себе |
Подросток принимает себя таким, как он есть, верит в свои силы и возможности; рассматривает себя как автора распорядителя собственной жизни; уверен в себе, умеет владеть собой в различных ситуациях, проявляет самостоятельность и самодисциплину
|
Любознательность |
Подросток понимает ценность познания, стремится к получению новых знаний и умений, с интересом воспринимает новую информацию, демонстрирует готовность перенимать опыт других людей |
Миротворчество и неприятие насилия |
Подросток отрицательно относится к проявлениям грубой силы, улаживает конфликты, не ущемляя при этом права других, не боится идти на уступки |
Демонстрация норм культуры |
Подросток не приемлет хамство и грубость, вежлив
и тактичен по отношению к окружающим, знает правила
поведения в общественных местах |
Другой участник образовательной программы ШИК - педагог, основным показателем личностного роста которого, является повышение уровня профессионального мастерства. В целом же для педагогического коллектива мы выделяем следующие результаты:
1. Исследование и анализ интересов и потребностей современных подростков в сфере досуга.
2. Систематизация, анализ и выявление наиболее эффективных методов и приемов работы по обучению детей подростков способам и формам организации культурно - досуговой деятельности, описание полученного опыта.
3. Отработка механизма обратной связи с подростком - участником программы по его возвращению в школу. Рассмотрим структуру организации программы, представив ее в виде схемы.
Педагогический коллектив преподаватели
Дети и подростки - участники ученики
ШКОЛА ИНТЕРЕСНЫХ КАНИКУЛ -
специально организованное образовательное
пространство по освоению подростками знаний
по организации форм культурно-досуговой
деятельности
Художественно-эстетическое направление |
Гражданско-патриотическое направление |
Интеллектуально-познавательное направление |
Туристко-краеведческое направление |
Художественно-эстетическое направление |
Художественно-эстетическое направление |
Классы - временные объединения детей из разных школ по интересам в определенном виде деятельности.
Исходя из перечисленных выше направлений деятельности, каждый педагог определяется в конкретном профиле обучающих занятий, Основанием для выбора профиля работы является собственный интерес педагога, владение профессиональными знаниями и умениями.
После открытия ШИК происходит формирование классов. Занятия во всех классах идут одновременно и длятся 1 ч. Ниже приведен пример учебно-тематического плана Школы
Темы
|
Количество часов по видам
деятельности |
|
учебные занятия |
совместная творческая деятельность |
индивидуальная
деятельность |
1 |
2 |
3 |
4 |
Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать? Нужно ли быть лидером? |
1 |
1 |
— |
Что такое свободное время человека? Что такое досуг и культурно-досуговая деятельность? Основные направления КТД
нанаправления культурно-досуговой деятельности |
1 |
4 |
1 |
Методики и технологии организации досуга (исходя из выбранного направления деятельности) |
1 |
6 |
1 |
Методика подготовки, организации и проведения дела |
2 |
8 |
6 |
Как работать в творческой группе |
1 |
2 |
- |
Как работать с информационными источниками |
1 |
1 |
1 |
Как работать в команде |
1 |
1 |
- |
Как организовать обучающее занятие |
2 |
2 |
2 |
Как подводить итоги своей деятельности |
1 |
8 |
2 |
Как и где применять полученные знания, умения, навыки |
1 |
2 |
2 |
ИТОГО: |
12 |
35 |
15 |
Рассмотрим, какие задачи решает каждое творческое дело и на что работает. Итак, характеристика ключевых дел программы.
• Рекламная кампания
Для того чтобы дети с первых дней заезда получали информацию о предстоящей работе ШИК, каждый преподаватель готовит красочно оформленный рекламный плакат, который содержит: название предмета, краткую информацию о предстоящей деятельности (что узнает ребенок и чему научится по окончании обучения, где это ему пригодится), фамилии руководителей. Кроме того, нужно предусмотреть листовки, выступление агитбригады, видеорекламу, выпуск газеты.
•Пресс-конференция
Это традиционное общедружинное дело, на котором ребята узнают о том, что ожидает их в смене (конкурсные программы, организация детских дел, спортивные соревнования, туристические походы, экскурсии и поездки, кружки и т.д.). Ребятам предоставляется возможность задать интересующие их вопросы преподавателям, куратору ШИК.
• Открытие Школы интересных каникул
Это дело состоит из двух содержательных блоков. В первой части - торжественное открытие ШИК, презентация обучающих предметов, представление педагогического состава Школы.
Во второй части - ознакомительные занятия (30 мин), на которых преподаватели выявляют первоначальные знания и умения ребят по профилю, а также демонстрируют свои увлечения, интересы, через которые они будут реализовывать обучающие программы. Ребята узнают, чему они научатся на занятиях и где пригодятся полученные знания и умения. Это позволит подросткам осознанно подойти к выбору направления деятельности, а педагогам - откорректировать свою программу.
• Система обучающих занятий
Эти занятия разрабатывает педагог, исходя из профиля деятельности. Помимо реализации задач, которые ставит в своей обучающей программе преподаватель, обязательными являются следующие целевые установки:
- познакомить ребят с предстоящей деятельностью;
- познакомить их с методиками и технологиямиорганизации досуга (исходя
из выбранного направления деятельности);
- помочь детям самоопределиться в формах реализации полученных на занятиях
знаний, умений, навыков;
- познакомить их с алгоритмом создания проектов в области организации
культурно-досуговой деятельности.
• Детские мастер-классы
По итогам занятий в каждом классе детьми готовится мастер-класс, на котором, с одной стороны, ребята покажут всей школе, чему они научились, посещая тот или иной предмет, а с другой - попробуют себя в роли учителя-мастера.
Школьный совет выявляет лучший мастер-класс по критериям: соответствие содержания мастер-класса заявленной теме; умение мастера организовать работу в коллективе; оформление места проведения. Кроме того, каждый участник мастер-класса по окончании занятия выражает свое отношение к происходившему по следующим позициям: интерес, полезность, новизна. Это является обязательным условием для организаторов.
Финал дела - творческое подведение итогов работы площадок. Организаторам мастер-классов вручается сертификат, который подтверждает присвоение им звания мастер.
• Итоговое занятие
На этом занятии между участниками происходит обмен информацией о том, как и где ребята смогли реализовать свой лидерский и творческий потенциал и каким образом при этом использовали, полученные в ШИК знания и умения. «Зачетная работа» проходит в игровой форме и является диагностикой усвоения детьми учебного материала.
использования полученного опыта организации культурно-досуговой деятельности у себя в школе. Значимым моментом для ребенка является получение свидетельства.
Затем совместно с ребенком надо определить перспективу дальнейшего Определить уровень лидерских знаний, умений подростка не только по окончанию смены, но и на разных ее этапах увидеть динамику изменений, личностного роста участников программы позволяет педагогическая диагностика результатов.
При помощи диагностики можно также своевременно выявить проблемы (несоответствие предлагаемого педагогами содержания уровню детей; неэффективность используемых средств и т.п.) и решить их, тем самым усовершенствовать программу.
1-й этап. Начальная диагностика - выявление интересов, способностей, опыта детей в сфере организации досуга и их соотнесение с предлагаемым содержанием образовательной программы, возможностями и условиями Центра.
Анкета на выявление особенностей организации досуга подростка
1.Делегация, имя, возраст ___________________________________________________
2.Что чаще всего ты делаешь в свободное время?________________________________
3.Какие виды спортивных занятий тебе нравятся?_______________________________
4.Какие виды интеллектуальных занятий тебе нравятся?__________________________
5.С друзьями чаще всего ты проводишь свободное время (отметь вариант ответа):
а)
в кружках, секциях, детских организациях;
б) за чтением книг, журналов;
в)
просматривая телевизор;
г)
работая на компьютере;
д) на дискотеке;
г)
занимаясь спортом;
д) ничего не делая;
е)
организацией разных дел, вечеринок;
ж)_________________________________________________________________
6. По-твоему, досуг - это:
а) возможность узнать новое, чему-нибудь научиться;
б) интересно организованное свободное время;
в) жизнь «вне школы»;
г) _____________________________________________________________________
7. Свой досуг ты больше всего времени проводишь:
а) в семье;
б) в клубе, в детской организации;
в) в школе;
г) на спортплощадке;
д) на улице;
е) ____________________________________________________ _______________
8.Кто в твоей семье занимается организацией семейного досуга? Какова твоя роль?
_________________________________________________________________________
9.Какую роль в предлагаемой деятельности ты чаще всего предпочитаешь
а)
активного участника;
б) участника;
в)
организатора;
г)
наблюдателя.
10.Когда тебе предлагают стать организаторам какого-либо дела, ты чаще всего:
а) с удовольствием соглашаешься;
б)
соглашаешься, если предлагают, значит, знают, что справишься;
в)
долго думаешь, так как боишься, что не справишься;
г)
отказываешься, это не для тебя,
11.Чем бы ты хотел заниматься в Школе Интересных Каникул? (выбери три варианта, пронумеруй их от 1 до 3 по степени важности):
а) заниматься спортом;
б) ходить в походы;
в)
научиться проводить различные дела, игры;
г)
ничего не делать - отдыхать;
д) заниматься творчеством - музыкой, танцами;
е)
делать что-то своими руками;
ж)
общаться с друзьями;
з)
свой вариант ________________________________________________________
Результаты анкетирования позволять увидеть, что значит досуг в понимании современного подростка, где чаще всего он проводит свое свободное время, какую деятельность предпочитает. Также можно судить об уровне активности ребенка.